Просмотров: 116

Почему быть лучшим — опасно

Учиться на одни пятёрки – это здорово, но только если высший балл не достаётся ребёнку ценой собственного здоровья.

Его портрет.

Такой ребёнок стремится быть первым любой ценой. Он болезненно воспринимает любую критику. Для него не существует других оценок, кроме высшей, четвёрка – это катастрофа вселенского масштаба. Он не терпит похвалы в чужой адрес, поскольку хвалить разрешено только его. Этот ребёнок страдает синдромом отличника, который начинает проявляться уже в начальной школе и быстро набирает темпы.

Откуда ноги растут.

Причин развития синдрома отличника может быть несколько.

Родители, пережившие неуспех в своём детстве, стараются через ребёнка достичь всего того, чего не смогли когда-то достичь они сами. За счёт побед чада они поднимают свою самооценку и подтверждают собст­венный статус.

Ребёнок пытается заслужить любовь родителей через пятёрки. Только своими успехами он может привлечь к себе их внимание, услышать похвалу.

У ребёнка занижена самооценка, которая сформировалась ещё до школы, когда родители негативно реагировали на ошибки своего малыша, забывая о том, что он только учится жить и ошибаться – это естественно. В школе ситуация усугубляется стрессом, который ребёнок испытывает в новой среде. А тут ещё родители постоянно сравнивают его с другими детьми: вот, мол, Маша хорошо написала работу, а ты что же нас позоришь?

Прогноз на будущее.

Отличник в школе плавно перерастает в отличника-студента. В новом коллективе он встречает людей, которые тоже учатся хорошо, но для них высший балл – не самоцель. Наш отличник чувст­вует серьёзную опасность. Он будет невероятным трудом добиваться успеха, защитит кандидатскую диссертацию, его по-прежнему будут всем ставить в пример.

Затем из отличника он превратится в перфекциониста: каждый его шаг, слово должны быть выверены до мелочей. И вот перфекционист выходит на работу. Горе его коллегам, которые что-то выполнили не вовремя или не в полном объёме. Впрочем, именно чужие неудачи будут доставлять ему удовольствие.

Если такой человек сможет подняться по карьерной лестнице и окажется в статусе руководителя, штат его подчинённых будет регулярно меняться, потому что соответствовать уровню начальника-перфекциониста сложно. Он задерживается на работе допоздна, у него нет выходных, в отпуске он продолжает трудиться. Того же он будет требовать от подчинённых. Сотрудники, не готовые работать в таких условиях, будут искать новую работу, ведь даже самая высокая зарплата и престижная должность не заставят обычного человека работать в ущерб себе.

Пациент психоневролога.

Ребёнку с синдромом отличника сложно дружить с другими ребятами – нет свободного времени и общих тем для разговора зачастую тоже нет. Такие дети одиноки, в коллективе их называют ботаниками. О них вспоминают, только когда нужно списать домашнюю работу.

Синдром отличника – это не просто психологическая проблема, которая мешает ребёнку, а затем и взрослому быть счастливым. Очень часто у таких детей начинаются тики – частое моргание, покашливание, сгибание-разгибание пальцев и рук, например. Родители сталкиваются с тем, что каждая не высшая оценка провоцирует у ребёнка истерики, плохой сон и массу других проблем. В таких ситуациях уже не обойтись без консультации психоневролога, который может назначить медикаментозное лечение.

Родителям нельзя:

Сравнивать своего сына или дочь с другими детьми. Сравнивать ребёнка можно только с ним же самим – его предыдущие успехи с его новыми достижениями. Показать, чего удалось достичь в этом году по сравнению с прошлым, например.

Ругать за оценки. Если вдруг вместо пятёрки ваш отличник принёс четвёрку или даже тройку, не ругайте его, выясните, что не удалось сделать, и помогите разобраться с трудным материалом.

Бояться ошибок. Ошибка – это стимул исправить её, справиться с трудностью, преодолеть себя. Не ошибается тот, кто ничего не делает.

Оценивать личность ребёнка по оценкам. Оценка – это только временный показатель какого-то этапа обучения. А вы любите своё чадо просто потому, что оно есть, без всяких условий. Показывайте свою любовь при каждой возможности.

Отталкивать. Когда вы уставший приходите с работы, а ребёнок бросается к вам со своими впечатлениями от школы или общения со сверстниками, обязательно выслушайте его. Сразу же, пока ребёнок ещё переполнен эмоциями. Потом его радость от встречи с вами поутихнет, цена детского откровения упадёт.

Перегружать. Вы хотите, чтобы ребёнок был разносторонне образован, поэтому записали его во все кружки и секции. Но школа отнимает много сил, их не остаётся на другие занятия. Ваш ребёнок – не лентяй, вероятно, вы просто переоценили его возможности. Пусть он выберет кружок или секцию, где ему самому интересно, а не тот, который престижен или популярен в кругу ваших знакомых.

Автор: Дарья Нетеса

Поделитесь этим постом со своими друзьями!

 

Источник